
«Пенсионная система для педагогов сегодня остается особой частью социальной поддержки. Учителя могут выйти на страховую пенсию по старости раньше остальных — при выработке 25 лет педагогического стажа, независимо от возраста. Этот стаж учитывается только при работе на должностях и в учреждениях, утвержденных постановлением правительства. Но сам порядок расчета пенсий все еще вызывает вопросы. Индексация проводится по общим правилам — в зависимости от инфляции и бюджета Социального фонда, хотя нагрузка и специфика профессии очевидно иные», — сказал он.
В последние годы возвращена индексация работающим пенсионерам, увеличена стоимость пенсионного коэффициента и фиксированная выплата, но все это касается системы в целом и не отражает реального вклада педагогов, которые десятилетиями «держат на себе школьную инфраструктуру», считает Гаврилов. «Поэтому стоит добавить к ежегодной индексации привязку к росту средней зарплаты в образовании. Это позволило бы пенсии педагогов расти не только вслед за ценами, но и вместе с доходами действующих учителей», — сказал он. «Есть и другая идея — ввести постоянную “педагогическую надбавку” к фиксированной части пенсии для тех, кто отработал 25 лет и более на педагогических должностях», — отметил депутат. Механизм уже опробован для работников сельского хозяйства, которым прибавляют 25% к фиксированной выплате. Если распространить такую меру на педагогов, она станет прямым признанием их вклада и будет назначаться независимо от факта работы или региона проживания, указал парламентарий.
Гаврилов считает, что важно устранить и так называемую «отсрочку ожидания», которая сегодня существует между выработкой спецстажа и назначением пенсии. «Педагог, даже полностью отработавший 25 лет по утвержденным должностям, может получить право на пенсию только спустя несколько лет — по установленному графику. Отмена этой паузы позволила бы назначать выплаты сразу после подтверждения стажа и справок из учреждения, без многолетнего ожидания. Такой шаг не требует изменения принципов расчета, а лишь корректирует сроки, делая систему более логичной и прогнозируемой для самих педагогов. В результате пенсия учителя перестанет зависеть только от макроэкономических показателей и будет отражать реальную ценность труда тех, кто формирует будущее страны», — резюмировал он.
