
«На фоне растущих оборонных расходов, проблем долга и дефицита бюджета и меньшей готовности США финансировать НАТО Европейский союз обсуждает новые возможности использования замороженных российских активов, чтобы увеличить финансовую помощь Украине. Поскольку относительно простой вариант с доходами от этих активов уже задействован, у блока остаются только варианты, сложные с точки зрения реализации и сопряженные с рисками юридического и финансового характера», — сообщается в документе.
Согласно докладу, конфискация замороженных российских активов Европейским союзом может быть расценена как незаконная мера или даже кража во многих странах мира, не входящих в «Большую семерку», поскольку ЕС не находится в состоянии войны с Россией. Подобный шаг способен подорвать претензии Европы на защиту международного порядка, основанного на правилах. Лишить Россию права собственности на ее резервы мог бы лишь международный суд с широким представительством, однако на сегодняшний день подобный судебный механизм отсутствует.
По данным доклада, общая сумма замороженных по всему миру активов РФ оценивается примерно в 300 миллиардов долларов, из которых почти 210 миллиардов евро находятся в Европе. Согласно нормам международного права, суверенные активы, включая активы Центрального банка, пользуются государственным иммунитетом, что на практике означает их неприкосновенность и недопустимость экспроприации, хотя пределы этого иммунитета остаются предметом дискуссий.
Эксперты признают, что простое замораживание активов не нарушает государственный иммунитет, однако намерение ЕС пойти дальше и активно использовать эти средства ставит перед блоком сложные правовые и политические вопросы. Введение новых санкций, таких как экспроприация, требует единогласного одобрения всех стран-членов ЕС, а достижение консенсуса по этому вопросу является крайне затруднительным.
Даже в случае достижения согласия между европейскими странами, сохраняется высокий риск оспаривания законности такого решения в Суде Европейского союза, отмечают эксперты. Дополнительная сложность заключается в том, что санкции против России применяются не самой Украиной, а Евросоюзом как третьей стороной, причем без санкции Совета Безопасности ООН.
При этом у Евросоюза и Запада в целом уже имеется значительный опыт применения ограничительных мер в отношении активов других государств, однако исторически речь шла именно о их блокировке, а не об экспроприации. Например, в 1979 году США заморозили иранские активы после захвата заложников в американском посольстве в Тегеране. В 1990-е годы были заморожены активы Югославии, которые разблокировали только после падения режима Слободана Милошевича. В 2011 году США и ЕС заблокировали ливийские активы, а в 2012 году ЕС заморозил активы центральных банков Сирии и Ирана. В 2019 году США заблокировали активы венесуэльских государственных структур, а Великобритания отказала Venezuela в доступе к её золоту, хранящемуся в Банке Англии. В 2021 году после прихода к власти «Талибана» США заблокировали активы Афганистана.
В Министерстве иностранных дел Российской Федерации неоднократно называли заморозку российских активов в Европе воровством, подчеркивая, что под удар поставлены не только средства частных лиц, но и государственные активы России. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров предупреждал, что Москва даст асимметричный ответ на конфискацию замороженных активов Западом, поскольку у России также имеется возможность не возвращать те средства, которые западные страны держали на её территории.
«Данная информация носит исключительно информационный (ознакомительный) характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией».
