Тушите свет. В России хотят поменять социальные нормы оплаты энергопотребления

В России с 2027 года могут поменять порядок расчета социальной нормы потребления электроэнергии, говорится в подготовленной Федеральной антимонопольной службой (ФАС) обновленной концепции дифференцированных тарифов. Как это будет работать и сколько будут платить россияне за свет — в материале Финансов Mail.

Автор Финансы Mail
Источник: РИА "Новости"

Как отмечается в работе ведомства, необходимо поэтапное сокращение перекрестного субсидирования тарифов, которое действует сейчас в стране.

Действующий метод оплаты электроэнергии — когда домохозяйства платят меньше, чем бизнес и бюджетные организации — обеспечивается в том числе и за счет переплаты последними, коммерческими структурами и госорганизациями.

Как отмечает МК, это может привести к росту тарифов для населения.

Власти рассматривают вариант снижения льготной социальной нормы потребления электроэнергии и установку прогрессивной шкалы оплаты платежки «за свет», ссылаясь на то, что так живут «в Европе».

ФАС предложила сократить перекрестное субсидирование. Как пояснил в беседе с изданием доцент базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы РЭУ им. Г. В. Плеханова Дмитрий Осянин, к ключевым положениям проекта ФАС относятся следующие изменения:

1. Ведомство настаивает на необходимости корректировки социальной нормы. Предусмотрено установление верхнего лимита первой социальной нормы на уровне 1,2 тыс. кВт·ч в месяц. В дальнейшем планируется ежегодное снижение этого показателя вплоть до полной отмены понижающего тарифа.

2. Отменить льготные коэффициенты. Власти хотят исключить специальные скидки для отдельных категорий потребителей, в том числе владельцев гаражных помещений, погребов и объектов сельскохозяйственного назначения.

3. ФАС предлагает ввести дифференциацию тарифов при превышении нормы. Для объёмов потребления электроэнергии, выходящих за её рамки, будет действовать повышенный тариф.

4. На законодательном уровне закрепить понятие регулирования перекрёстного субсидирования. Вводится нормативное ограничение роста расходов на компенсацию разницы в тарифах между различными группами потребителей.

5. Предлагается ввести асимметричную индексацию тарифов. Темпы повышения тарифов для бытовых потребителей будут опережать рост тарифов для промышленных предприятий.

Добавляется, что сейчас около 90% населения относятся к первой — социальной — категории потребителей. То есть, почти все оплачивают энергопотребление по льготному тарифу. Если эта шкала изменится, то под порог (1,2 тыс кВт/ч) будет попадать семья из 2−3 человек, которая проживает в квартире или доме без электрического отопления.

Это приведёт к перераспределению потребителей по тарифным категориям — значительная часть граждан перейдёт в группу с повышенными тарифами. Наиболее ощутимый рост затрат ожидается у тех, кто использует электроэнергию для отопления или эксплуатирует энергоёмкую бытовую технику.