
В августе краткосрочная аренда полувагонов подешевела в пять раз в годовом выражении, составив ₽600 за вагон, при этом стоимость осталась на уровне июля. Ставка предоставления полувагона грузовладельцам в прошлом месяце варьировалась от ₽650 до ₽1000 в сутки. По данным ИЦО, с учетом инфляции, текущий уровень ставок является минимальным за последние десять лет. Инновационный полувагон (с повышенной грузоподъемностью) при долгосрочной аренде подешевел на 65% в годовом выражении, до ₽1050−1250 за вагон в сутки. Стоимость краткосрочной аренды осталась без изменений и составила от ₽700 до ₽1300 в сутки.
Согласно данным РЖД, парк грузовых вагонов в сети в настоящее время составляет около 1,4 млн единиц, из которых 660 000 — полувагоны. С начала текущего года общий парк увеличился на 16 700 вагонов, в том числе парк полувагонов — на 11 000. Средний оборот полувагона в августе составил 20,2 суток, что на 4% меньше, чем в августе прошлого года. При этом средняя скорость полувагона увеличилась на четверть в годовом выражении, достигнув 307 км в сутки.
Аналитики ИЦО отмечают, что снижение ставок аренды и предоставления полувагонов в августе обусловлено профицитом парка из-за оттока грузов с железной дороги. По оценке РЖД, текущий профицит парка составляет около 400 000 вагонов. В августе погрузка составила 92,2 млн т (-5,4% год к году), а в сентябре — 91,4 млн т (-3,3%). Низкий объем погрузки не способствует росту ставок. Некоторые операторы отмечают увеличение скорости движения, однако сохраняются сложности с заадресацией порожних вагонов и задержки при погрузке и выгрузке.
