
«Хорошо было бы сначала посчитать, во сколько обойдется система контроля и проверки в рамках такого предложения [министра труда РФ Антона Котякова], оценить возможные риски ее работы, например, не создаст ли она дополнительные бюрократические проблемы, возможности для коррупции. По моему мнению, для выхода из тени нужна стабильная, прозрачная и предсказуемая система учета и контроля. Действительно, введение мер в виде “кнута” для стимулирования легализации доходов может быть эффективным. Можно ожидать сокращение на 25% или даже больше, если посмотреть на опыт других стран», — отметила Федюкович.
Но, по ее словам, сама система этого «кнута» очень дорогая. Следует рассмотреть и возможные негативные последствия, в том числе социального характера, предупредила экономист.
Министр труда Антон Котяков в начале октября оценил число занятых в теневой экономике примерно в 5 млн россиян. По словам министра, наиболее сложная ситуация сохраняется на Северном Кавказе: в фокусе внимания Ингушетия и Дагестан, а также ряд других регионов, включая Тыву и Калмыкию. Он отметил, что эта проблема выходит за рамки рынка труда. Министр выразил тревогу по поводу тех, кто отказывается от помощи в трудоустройстве и предпочитает жить на детское пособие. Котяков напомнил, что в России установлен минимальный уровень трудового дохода для граждан без объективных причин не работать — на уровне четырех МРОТ в год. Обычно такой доход складывается из неполной занятости или разовых подработок. По словам Котякова, задача государства — создать условия для более устойчивого участия людей в рынке труда, а сама «планка» по доходу должна стимулировать выход из тени.
