
В сентябрьском правительственном прогнозе социально-экономического развития РФ по росту ВВП заложен плюс 1% по 2025 году в целом. Это гораздо меньше, чем предусматривала апрельская версия прогноза Минэка — тогда ожидали роста на 2,5%.
Обновленный в конце октября среднесрочный прогноз Банка России тоже пересмотрел оценку ВВП в целом по 2025 году с 1−2% до 0,5−1%. При этом проведенный Центробанком в октябре макроэкономический опрос показывает ожидания роста на 1%. Рост ВВП в четвертом квартале 2025 года в Центробанке ждут в диапазоне от минус 0,5% до плюс 0,5% год к году.
ЦМАКП опубликовал на своем сайте новый прогноз роста ВВП в 2025 году в 0,8−0,9%. В начале года эксперты этого центра ждали роста на 1,4−1,7%.
Обычно значительное замедление экономической активности, которое продолжается несколько месяцев, называют рецессией, но председатель Центробанка Эльвира Набиуллина настаивает, что на самом деле никакой рецессии в России нет. В своем выступлении перед депутатами Госдумы на минувшей неделе она призвала «ответственно относиться» к таким заявлениям. «При рецессии неизбежны две вещи: резко растет безработица, а затем снижаются реальные зарплаты. Ни того, ни другого сейчас у нас близко нет», — подчеркнула она.
В июне Росстат подтвердил свою предварительную оценку роста ВВП России в первом квартале на 1,4%, а в сентябре — подтвердил оценку во II квартале на уровне 1,1%. В целом по первому полугодию оценка — рост на 1,2%.
Предварительные оценки экономического роста за третий квартал будут опубликованы Росстатом в середине ноября, а затем уточнены в декабре. Правда, оперативные данные Минэкономразвития говорят, что по итогам июля-сентября темпы роста ВВП снизились до 0,6% в годовом выражении.
В феврале 2026 года Росстат выдаст предварительную оценку в целом за 2025 год, но без детализации по кварталам. Официальные данные по росту ВВП в четвертом квартале ведомство представит в апреле 2026 года. По итогам 9 месяцев 2025 года Минэк сейчас видит рост ВВП на 1% в годовом выражении.
Несмотря на временные лаги с публикацией данных Росстата, ведущие эксперты уже оценили экономический рост в третьем квартале и дали прогноз на четвертый. Так, старший управляющий директор, руководитель Центра макроэкономических исследований Сбербанка Александр Исаков считает, что ВВП по итогам 3 квартала вырос на 0,2% квартал к кварталу с сезонной коррекцией.
Директор по инвестициям «Астра Управление Активами» Дмитрий Полевой убежден, что четвертый квартал зазвучит в миноре, поскольку ВВП не вырастет, а снизится на 0,7% в годовом выражении. «Пока экономика “управляемо” охлаждается совместными усилиями ЦБ и правительства, в частном секторе “обработки” развивается обычная рецессия с падением выпуска, новых заказов и цен. Никакой стагфляции, к слову. Как говорится, если хочешь быть здоров — закаляйся, но главное не переохладиться», — аргументирует Дмитрий Полевой.
Менее пессимистичен профессор Президентской академии (РАНХиГС) Александр Абрамов. Согласно его расчетам, по итогам четвертого квартала 2025 года ВВП России снизится только на 0,25% к аналогичному периоду прошлого года, а по итогам всего 2025 года в целом рост составит порядка 1%. «Это замедление- закономерное следствие бурного экономического роста двух предшествующих лет, во многом обусловленного активностью оборонного сектора и повышенным потребительским спросом», — заметил профессор Абрамов.
Условия для положительного роста ВВП в четвертом квартале все-таки есть, считает доцент экономического факультета МГУ, главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. «Как и в 2018 году, из-за надвигающегося повышения НДС, часть экономической активности будет сдвинута, как сейчас говорят “влево”, и отнесена к 2025 году. Плюс к этому бюджетные расходы в конце года могут быть хоть и менее пиковые чем раньше, но все равно повышенные. В совокупности это может вывести рост ВВП на положительные значения», — пояснил он.
Александр Исаков связывает замедление годового темпа роста ВВП России, начиная с 3 квартала, с более высокой базой отсчета, поскольку экономика в 2024 году быстро росла в среднем на 1,1% квартал к кварталу с сезонной коррекцией.
«То есть каждый новый квартал в 2025 году при годовом подсчете сравнивается со все более высокой точкой. Говорить о переохлаждении, как о свершившемся факте, пока рано, но его риски продолжают расти. Так, в сентябре экономическая активность снизилась, что видно по динамике базовых отраслей — они сократились в сентябре на 0,3% (месяц к месяцу с сезонной коррекцией) за счет снижения выпуска в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве и строительстве», — пояснил экономист.
По словам Исакова, сейчас российская экономика имеет дело с «двойным ужесточением» со стороны денежно-кредитной и бюджетной политик. «Со стороны ЦБ мы видим сохранение жестких финансовых условий, а со стороны бюджета — ожидаемое снижение номинальных расходов в четвертом квартале по сравнению с прошлым годом. В подобных условиях экономическая активность неизбежно будет охлаждаться. Ускорения роста экономики в ближайшие месяцы не произойдет. Рост экономики в четвертом квартале будет вблизи нуля относительно третьего квартала, с небольшим минусом относительно четвертого квартала прошлого года. По итогам этого года рост ВВП ожидаем в районе 0,5−1%», — спрогнозировал он.
Есть ряд технических факторов, которые могут занижать текущую динамику ВВП.
По прогнозам Банка России, вероятность положительного годового изменения ВВП по итогам четвертого квартала 2025 года составляет 50% — это не такие уж и малые шансы, напомнил «Российской газете» главный экономист группы ВТБ Родион Латыпов.
«Мы же считаем, что есть ряд технических факторов, которые могут занижать текущую динамику ВВП. Так, часть показателей Росстат получает в полном объеме только по итогам всего года, поэтому динамика ВВП, во-первых, часто уточняется, и, как правило, наверх. А во-вторых, это иногда приводит к техническому ускорению некоторых показателей в отдельные кварталы. Например, в четвертом квартале прошлого года ВВП впечатляюще вырос в том числе потому, что Росстат получил данные по части показателей за весь год, что невольно концентрированно попало в динамику последнего квартала. К таким показателям можно отнести динамику строительства и инвестиций в основной капитал», — объяснил особенности статистики экономист.
По этой причине Латыпов не исключает, что прирост ВВП по итогам последнего квартала текущего года может составить около 0,5−0,7% в годовом выражении. «Так может произойти, поскольку данные по ВВП часто досчитываются с учетом предоставления компаниями более полных данных Росстату за весь год», — повторил он.
Главный экономист «Ренессанс Капитала» Андрей Мелащенко в своем базовом сценарии ждет в четвертом квартале минус 0,5% по ВВП в годовом выражении, что будет подразумевать рост на уровне 0,8% год к году по итогам 2025 года. Но при этом Мелащенко допускает сценарий, при котором экономический рост способен «остаться в слабопозитивной зоне».
«Так тоже может быть, если в декабре 2025 году мы увидим поддержку (то есть не снижение год к году) со стороны обрабатывающей промышленности и строительства. Мы видели, как в сентябре резко замедлился рост в сферах обрабатывающей промышленности, ориентированных на государственный заказ (готовые металлические изделия, прочие транспортные средства и оборудование и так далее). Если это разовое явление и часть замедления роста в сентябре будет компенсирована ускорением роста в четвертом квартале, тогда мы можем остаться в слабопозитивной зоне по росту ВВП», — заключил экономист.
