
Согласно данным опроса, 15% россиян назвали наличные деньги своим основным платежным средством. Почти половина респондентов (48%) используют наличные и безналичные расчеты в равной степени, тогда как 31% отдают предпочтение безналичным операциям. Совсем не пользуются банкнотами лишь 6% опрошенных.
Среди причин использования наличных 41% респондентов отметили необходимость иметь при себе деньги на непредвиденные расходы, например, для чаевых. Каждый пятый (20%) сослался на слабое развитие безналичной инфраструктуры в своем населенном пункте. Еще 23% объяснили редкое использование карт получением заработной платы в наличной форме, а 5% признали, что предпочитают наличные для того, чтобы не оставлять цифровой след.
Географическое распределение ответов показало значительную региональную разницу. На Урале доля полностью перешедших на наличные расчеты достигла 23%, на Дальнем Востоке — 20%, в Сибири — 16%. В Центральной России (без учета Москвы) этот показатель составил 13%, а в Москве и Санкт-Петербурге оказался минимальным — всего 8%.
«Рост популярности наличных, вероятно, связан с усилением мер взыскания долгов. По данным Федеральной службы судебных приставов, в первом полугодии 2025 года на исполнении находилось 91,9 млн судебных производств — на 5 млн больше, чем годом ранее. Процедуры снятия ареста нередко затягиваются, и гражданам, столкнувшимся с блокировками, приходится снимать деньги заранее и обходиться без банковских сервисов. Вынужденный отказ от банковских услуг со временем превращается в устойчивую привычку. Когда есть риск, что счет могут арестовать, наличные воспринимаются как форма независимости. Поэтому неудивительно, что тема наличных денег вызывает такой эмоциональный отклик», — подчеркнула директор департамента коммуникационной политики финансового маркетплейса «Выберу.ру» Анна Романенко.
Опрос проводился среди 2500 жителей России в возрасте от 18 до 70 лет.
«Данная информация носит исключительно информационный (ознакомительный) характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией».
