
Современные технологии позволяют налоговым органам контролировать правильность и своевременность уплаты налогов организациями в удаленном формате, без выезда по их адресу. В статье рассмотрим:
что такое налоговый мониторинг;
кто может стать участником;
кому не стоит переходить на налоговый мониторинг в 2025 году;
как проводится налоговый мониторинг;
как стать участником налогового мониторинга;
плюсы и минусы.
В конце статьи составим чек-лист для компаний о налоговом мониторинге.
Что такое налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг — это метод расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговой инспекции доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, что, в свою очередь, освобождает организацию от проведения камеральных и выездных налоговых проверок и сохраняет за инспекторами возможность проверки полноты и своевременности исчисления (уплаты) налогов и сборов (Письмо ФНС России от 17.12.2014 № ЕД-4−2/26194). Простыми словами — это форма контроля налоговых органов за организациями, при которой наблюдение за деятельностью компаний осуществляется посредством специальной онлайн-системы. Порядок проведения налогового мониторинга регулируется статьями глав 14.7 и 14.8 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).
Кто может стать участником налогового мониторинга
В соответствии со ст. 105.26 НК РФ, участником налогового мониторинга в 2025 году могут стать организации, в которых одновременно выполняются следующие условия:
совокупная сумма налогов организации как налогоплательщика и налогового агента за предшествующий календарный год превысила 80 млн руб. (учитываются НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль, на добычу полезных ископаемых, страховые взносы и не учитываются НДС и акцизы, уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС);
суммарный объем доходов за предшествующий календарный год составил не менее 800 млн руб.;
совокупная стоимость активов на 31 декабря предшествующего календарного года составляет не менее 800 млн руб.
Данные условия не обязательны для:
резидентов особой экономической зоны;
резидентов территории опережающего развития, свободного порта Владивосток, Арктической зоны РФ;
налогоплательщиков — участников соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
участников промышленного кластера (при условии соответствия требованиям, установленным Правительством РФ);
бывших участников консолидированной группы налогоплательщиков;
операторов лотерей;
государственных или муниципальных учреждений;
организаций, в которых проводится налоговый мониторинг;
организаций, прямо или косвенно участвующих в другой организации не менее чем 50%-ной долей, при условии, что их общая совокупная сумма НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, на добычу полезных ископаемых, страховых взносов за предшествующий календарный год, за исключением НДС и акцизов, уплачиваемых при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, составляет не менее 1 млрд руб., общий суммарный объем доходов за предшествующий календарный год (по данным годовых (финансовых) отчетов данных организаций) — не менее 10 млрд руб., общая совокупная стоимость активов по состоянию на 31 декабря предшествующего года — не менее 10 млрд руб.
Сведения о суммарном объеме доходов и совокупной стоимости активов берутся из годовых бухгалтерских (финансовых) отчетов компаний.
Отметим, что организации переходят на налоговый мониторинг добровольно. Исключением являются участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Они обязаны перейти на него в течение трех лет со дня заключения такого соглашения (п. 7.1 ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 01.04.2020 № 69-ФЗ, Письмо Минфина России от 09.11.2023 № 03−02−07/106714).
Кому не стоит переходить на налоговый мониторинг
Помимо несоответствия указанным выше критериям переход на налоговый мониторинг не подойдет некоторым организациям и по другим факторам:
Организации с недостаточным уровнем автоматизации. Так как при налоговом мониторинге взаимодействие с налоговой службой осуществляется удаленно, то это может не подойти компаниям, у которых плохо или недостаточно развит процесс передачи документации посредством информационных систем, отсутствуют современные программы, позволяющие создавать электронный архив, выстраивать качественную систему электронного документооборота.
Организации малого бизнеса с низкой численностью персонала, простой структурой, небольшим объемом проводимых операций. Для таких компаний подготовка и переход на новый формат контроля могут оказаться чрезмерно затратными и трудоемкими. Если в процессе деятельности компания использует стандартные формы сделок, у нее практически нет нетипичных транзакций, нет сомнения в правильности способов ведения налогового учета, то в переходе на налоговый мониторинг нет необходимости.
Нестабильное финансовое положение. Для организации, испытывающей финансовые трудности, инвестирование в налоговый мониторинг может оказаться неоправданным и только ухудшить ее финансовую ситуацию.
Неготовность к полной прозрачности бизнеса. Предоставление доступа к инфосистеме предполагает полную открытость организации во взаимодействии с налоговой службой, постоянное внимание к компании со стороны налоговиков, а на начальном этапе — предоставление по запросу ведомства большого объема первичной документации.
Таким образом, некоторым организациям не стоит переходить на налоговый мониторинг, несмотря на его преимущества.
Как проводится налоговый мониторинг
Порядок проведения налогового мониторинга регулируется ст. 105.29 НК РФ. В соответствии с п. 3 названной статьи, налоговая служба при проведении налогового мониторинга имеет право:
истребовать у компании необходимую документацию и сведения для проверки правильности начисления и уплаты налогов, страховых взносов и сборов;
допрашивать свидетелей;
осматривать территорию компании (ст. 92 НК РФ);
привлекать на договорной основе эксперта для участия в действиях по налоговому контролю (ст. 95 НК РФ) или специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля (ст. 96 НК РФ);
истребовать у контрагентов и иных лиц документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемой в рамках мониторинга компании, если они таковыми располагают;
запрашивать у банков справки о наличии у компании счетов, вкладов (депозитов), об остатках денежных средств (драгметаллов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам), справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств (п. 2 ст. 86 НК РФ).
В случае обнаружения в ходе налогового мониторинга несоответствий или противоречий между сведениями, которые были представлены организацией, и сведениями, имеющимися в документации у налоговой службы, организация, в соответствии с п. 2 ст. 105.29 НК РФ, обязана в течение пяти дней после получения требования от налогового органа предоставить свои пояснения либо внести необходимые исправления.
Если после этого будет установлен факт неправильного начисления или неполной/несвоевременной уплаты налогов, страховых взносов и сборов, то налоговая должна составить мотивированное мнение с отражением ее позиции по данному вопросу (ст. 105.30 НК РФ) и с этой целью в десятидневный срок направить организации в электронном формате, в соответствии с п. 2.1 ст. 105.29 НК РФ, уведомление о наличии оснований для его составления с документально подтвержденными фактами, а также с предложениями и выводами по поводу того, каким образом можно устранить выявленные нарушения.
У организации есть пятнадцать дней с момента получения данного уведомления для внесения исправлений или представления пояснений налоговому органу. Сделать это можно посредством информационной системы организации, к которой у налогового органа имеется доступ, или через телекоммуникационные каналы связи.
В случае, если после всех этих действий будут выявлены факты неправильного начисления, неполной/несвоевременной уплаты налогов, страховых взносов, сборов, налоговый орган составляет указанное мотивированное мнение.
Что касается организаций, являющихся участниками соглашения о защите и поощрении капиталовложений, то у них дополнительно проверяется правильность определения размеров фактических затрат, по которым им предоставляются меры господдержки в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 № 69-ФЗ.
Отметим, что мотивированное мнение в общем случае обязательно для выполнения как инспекцией, так и компанией (п. 7 ст. 105.30 НК РФ). Если фирма согласна с мотивированным мнением, то в течение месяца с даты его получения она должна сообщить об этом инспекции и подтвердить (в том числе документально) выполнение ее указаний (п. 6 ст. 105.30 НК РФ). В случае несогласия с мотивированным мнением, компания в течение месяца с даты его получения должна представить в инспекцию свои разногласия (п. 8 ст. 105.30 НК РФ).
После этого проводится взаимосогласительная процедура. Если фирма представила в инспекцию разногласия на мотивированное мнение, последняя в течение трех рабочих дней направляет их в ФНС вместе со всеми материалами (п. 6 ст. 6.1, п. 8 ст. 105.30 НК РФ, п. 1 Положения о ФНС России, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506). ФНС проведет взаимосогласительную процедуру в течение одного месяца с даты получения материалов от инспекции. К участию в процедуре она привлечет и компанию, и инспекцию (п. п. 1, 2 ст. 105.31 НК РФ).
В результате мотивированное мнение может быть изменено или оставлено без изменения. Об этом организации направляют соответствующее уведомление (п. 3 ст. 105.31 НК РФ). В течение одного месяца со дня его получения фирма должна уведомить инспекцию о своем согласии с мотивированным мнением, подтвердив его выполнение, или о несогласии с ним (п. 5 ст. 105.31 НК РФ).
В случае невыполнения мотивированного мнения в срок до 1 декабря года, следующего за проверенным в рамках мониторинга периодом, инспекция проведет у организации выездную проверку. По ее результатам фирму могут привлечь к ответственности и доначислить налоги и взносы. Также проверку могут провести в случае невыполнения мотивированного мнения в срок, равный периоду, на который был приостановлен срок направления мотивированного мнения по запросу организации для получения разъяснений по применению налогового законодательства (пп. 3 п. 5.1 ст. 89, п. п. 7, 8 ст. 101 НК РФ).
Как стать участником нового формата контроля
Для того, чтобы компании стать участником налогового мониторинга, необходимо подать заявление о его проведении. В соответствии с пунктом первым статьи 105.27 НК РФ, оно подается в налоговую службу по месту нахождения организации в срок не позднее 1 сентября года, который предшествует году проведения налогового мониторинга.
Если организация является крупнейшим налогоплательщиком, то она подает заявление в налоговый орган по месту учета компании в данной категории налогоплательщиков. Форма заявления утверждена Приказом ФНС РФ от 11.05.2021 № ЕД-7−23/476@ (далее — Приказ № ЕД-7−23/476@).
В соответствии с п. 2 ст. 105.27 НК РФ, вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга компания должна представить налоговому органу:
регламент информационного взаимодействия (приложение № 7 к Приказу № ЕД-7−23/476@);
если в организации прямо и/или косвенно участвуют организации или физлица с долей участия более 25% — информацию о них (приложение № 10 к Приказу № ЕД-7−23/476@);
учетную политику для целей налогообложения за год, в котором подано заявление о проведении налогового мониторинга (приложение № 12 к Приказу № ЕД-7−23/476@);
внутренние документы компании, регламентирующие ее информационные системы внутреннего контроля (приложение № 13 к Приказу № ЕД-7−23/476@).
В соответствии с п. 3 ст. 105.27 НК РФ, до того, как налоговый орган примет решение либо о проведении, либо об отказе в проведении налогового мониторинга, организация вправе отозвать свое заявление, подав соответствующее заявление (приложение № 5 к Приказу № ЕД-7−23/476@).
В соответствии с п. 4 ст. 105.27 НК РФ, налоговый орган принимает решение о проведении или об отказе в проведении налогового мониторинга в срок до 1 ноября того года, в котором подано заявление о его проведении.
В случае положительного решения налогового органа, организации следует:
подключиться к автоматизированной инфосистеме налогового органа — АИС «Налог-3»;
обеспечить защищенный канал связи между двумя информационными системами, приобретя специальное аппаратное средство криптозащиты (СКЗИ), разрешенное ФНС (в настоящее время это ПАК ViPNet Coordinator HW, АПКШ «Континент» IPC или «Дионис») и передав администрирование налоговому органу.
Новая система контроля начнет действовать с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.
Плюсы и минусы мониторинга
Плюсами такого формата налогового контроля как мониторинг являются:
экономия времени и ресурсов из-за удаленного формата взаимодействия;
повышение уровня доверия со стороны государства и партнеров, ведь если компания готова предоставить налоговикам доступ к своей бухгалтерской (финансовой) документации, значит она не использует нелегальные схемы для ухода от налогообложения;
возможность оперативно решать вопросы и корректировать ошибки в отчетности;
заявительный порядок возмещения НДС;
повышение уровня внутреннего контроля за финансовым состоянием компании.
Из минусов:
высокие требования к автоматизации бизнес-процессов;
необходимость инвестирования в IT-инфраструктуру компании, приобретение дорогостоящего оборудования и программного обеспечения;
риск утечки информации в случае хакерских атак.
Таким образом, налоговый мониторинг компаний в РФ — это эффективный способ налогового контроля, требующий определенных усилий и вложений.
Чек-лист для компаний о налоговом мониторинге
Выделим основные моменты вопроса налогового мониторинга:
налоговый мониторинг — это удаленный формат контроля ФНС за организациями посредством специальной онлайн-системы;
стать участниками налогового мониторинга могут компании с доходом и чистыми активами в сумме от 800 млн рублей и уплатившие налоги за предшествующий календарный год в сумме свыше 80 млн руб.;
на налоговый мониторинг не стоит переходить компаниям с недостаточным уровнем автоматизации, с низким числом персонала и небольшим объемом сделок, организациям с нестабильным финансовым положением или не готовым к полной прозрачности бизнеса;
порядок проведения налогового мониторинга регулируется ст. 105.29 НК РФ;
чтобы стать участником налогового мониторинга надо подать заявление и документы в ФНС не позднее 1 сентября года, предшествующего году его проведения, подключиться к АИС «Налог-3» и обеспечить защищенный канал связи, приобретя СКЗИ, разрешенное ФНС.
Компании нужно объективно оценить готовность к участию в налоговом мониторинге.

