
«На наш взгляд, в этих условиях пока высокой ставки, пока ставки не стали умеренными, важная альтернатива наращиванию льготного кредитования — это разворот бизнеса к рынку акций, привлечение новых акционеров. Чтобы экономика твердо стояла на ногах, инвестиции должны опираться и на кредит, и на рынок ценных бумаг», — рассказала руководитель регулятора.
Объем корпоративных заимствований
Она сообщила, что с начала года банки нарастили портфель корпоративных облигаций на 1 трлн 700 млрд рублей. «Рост облигаций — это хороший сигнал, но вот долевое финансирование, рынок публичных размещений акций, рынок IPO развивается очень медленно», — отметила Набиуллина. При этом, по ее словам, множество компаний уже ведут подготовку к IPO, но откладывают выход, ожидая более высокого ценового уровня на растущем рынке.
Набиуллина обозначила факторы, влияющие на стоимость заимствований и структуру корпоративного финансирования. По ее словам, масштаб программ льготного кредитования напрямую отражается на параметрах денежно-кредитной политики: «Чем больше льготных кредитов, тем выше будет ключевая ставка, чтобы баланс сошелся, и инфляция не разгонялась», — сказала она.
Набиуллина отметила усиление роли долгового рынка в обеспечении компаний ресурсами: «В последнее время банки более активно покупают облигации, которые выпускают предприятия. При этом облигации покупают не только банки. Благодаря этому компании способны покрывать свои потребности финансирования сверх того, что может дать собственная прибыль и банковский кредит. К слову, сейчас у нас российским предприятиям выдано 78 трлн рублей банковских кредитов», — отметила Набиуллина.
По ее данным, на балансах банков аккумулировано корпоративных облигаций почти на 35 трлн рублей, и эта доля растет в пользу долговых инструментов. «При этом надо понимать, что и покупка облигаций, и участие банков в капитале предприятий, все это разные формы финансирования», — добавила Набиуллина.
Перспективы удешевления кредитования
Она указала на временный характер высокой стоимости заимствований и необходимость балансировки спроса и предложения в экономике. Часть длинных кредитов, по ее словам, фактически направляется на текущие расходы, что снижает эффективность ресурсного распределения. Кредиты остаются дорогими до момента, когда производственные мощности догонят спрос и инфляционные риски снизятся. Без этого, подчеркнула она, вернуть низкую инфляцию не получится.
Набиуллина напомнила, что снижение ключевой ставки не является самоцелью и не гарантирует удешевления кредитов при высокой инфляции. «Умеренные ставки появляются только тогда, когда инфляция низкая, а если же снизить ключевую ставку при высокой инфляции, то эффект будет обратным. Экономика получит двойной удар, сначала будет взлет инфляции, затем будет взлет ставок», — считает глава регулятора.
Приоретизация ресурсов, по ее мнению, должна оставаться жесткой. «Кредитование по низкой ставке низкорентабельных и даже убыточных компаний — путь в никуда», — сказала она.
Прогноз темпов роста экономики
Потенциал ускорения роста, уточнила Набиуллина, связан с повышением эффективности инвестиций: «Может ли экономика расти быстрее, чем предусматривает наш прогноз? Да, может. При условии, что те ресурсы, ограниченные ресурсы, будут получать именно те компании, те отрасли, где быстрее растет производительность труда. И что инвестиции будут давать отдачу в виде высокой рентабельности», — подытожила она.
«Данная информация носит исключительно информационный (ознакомительный) характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией»


