
«Почти каждый пятый россиянин никогда не получал ни звонков, ни сообщений от мошенников», — выяснили аналитики, проведя исследование, в ходе которого опросили 2500 человек из всех регионов России в октябре 2025 года.
Самым популярным видом мошенничества стали фишинговые письма и сообщения со ссылкой для взлома или кражи данных — с таким столкнулись 36% опрошенных. Еще 35% получали запросы на оплату или перечисление денежных средств, 29% — сообщения о фальшивых выигрышах и лотереях, 28% — встречались с мошенничеством в предложениях работы. Почти четверть (23%) назвали мошенниками «инфоцыган» (продавцов информационных продуктов).
Среди людей разных поколений чаще всего мошенники пытаются вступить в контакт с теми, кто постарше. Среди беби-бумеров (родились в 1946—1964 годах) сообщения или звонки от мошенников получали 55%, «иксов» (1965−1980 годы) — 52%, «игреков» (1981−1995 годы) — 48%, а меньше всего контактировавших с мошенниками среди «зумеров» (1996−2010 годы) — 45%, рассказали аналитики.
Они отметили, что чаще всего злоумышленники беспокоят россиян в WhatsApp — сообщения или звонки от них с помощью этой соцсети получали 18% респондентов. В Telegram мошенники писали 13% опрошенных, на «Авито» — 8%, в VK — 7%. При этом «беби-бумеры» и «иксы» чаще остальных получают сообщения от злоумышленников в WhatsApp (по 13%), а «зумеры» — в смс (10%) и в VK (6%).
Эксперты также напомнили, что чаще всего злоумышленники представляются сотрудниками банков, операторов сотовой связи, полиции, Банка России и так далее. Обычно они применяют стандартные сценарии запугивания: на жертву оформили кредит, списывают деньги со счета, истек срок действия сим-карты или банковской карты.
Еще в последнее время стали популярны схемы с госучреждениями — человека пытаются «записать» на прием в поликлинику, на почту и так далее, и схемы с маркетплейсами — человеку якобы пришла доставка. Цель мошенников — получить код из смс или удаленный доступ к экрану мобильного телефона.
Эксперты рекомендуют завершать звонки с незнакомых номеров и самостоятельно перезванивать в организацию по официальным телефонам. Также нельзя никому сообщать короткие коды из смс, код с оборота банковской карты, любые логины и пароли, скачивать файлы от неизвестных источников и переходить по ссылкам от незнакомых людей. «Даже с ссылками от знакомых надо быть бдительным — участились случаи взлома аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах и создания фейковых», — заключили в банке.
Данная информация носит исключительно информационный (ознакомительный) характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
