
«Ретейл продолжает сталкиваться с нарастающим финансовым давлением из-за логистики, тогда как другие сектора уже адаптировались к внешним вызовам и удерживают расходы под контролем. Ретейлеры и производители потребительских товаров отмечают максимальный за последние годы рост логистических расходов — порядка 20% относительно 2024 года. Главный фактор — острый дефицит складских площадей и рост цен на логистические сервисы в городах, где сконцентрированы основные торговые операции е-com и традиционных ретейлеров», — сказал собеседник агентства.
По его словам, в то же время 85% опрошенных компаний оценивают собственные цепочки поставок как устойчивые: у них наработана вариативность трансграничных маршрутов — маршруты через третьи страны либо прямые поставки через Китай, внедрены альтернативные возможности проведения платежей — платежные контрагенты, гарантийные инструменты дружественных юрисдикций, в процессе локализации находятся критичные IT-системы.
«При этом фактически оценка поставок как устойчивых чаще всего опирается на экспертизу кадров, а не на зрелость процессов и контроль рисков. “Разрыв между заявленной устойчивостью и фактической готовностью подтверждается в дальнейшем через низкое качество планирования и показателей эффективности. Компании находятся в высокой зависимости от ручного управления и вариативности логистики, которые компенсируют системные слабости”, — отмечает Иванов.
Он уточнил, что ключевыми вызовами остаются дефицит квалифицированных кадров, о котором заявили 63% опрошенных компаний, импортозамещение и низкая точность прогнозирования спроса — 38%.