
Как выяснил «Ъ», массовые проверки тысяч фур с импортом на границе РФ и Казахстана лишь часть плана правительства по борьбе с недостоверным декларированием и за повышение сборов «ввозного» НДС с импорта. Белый дом разворачивает формирование системы полной прослеживаемости товаров начиная с декларирования до прибытия в точку сбыта.
Основная проблема, на решение которой направлены продвигаемые Белым домом инициативы, заключается в занижении таможенных платежей поставщиками за счет недостоверного декларирования. По этой причине осенью таможенные органы усилили проверки на границе, что и спровоцировало заторы. Сейчас, по данным ФТС, проблем с продвижением через пункты пропуска уже нет — выборочные проверки осуществляются мобильными группами таможенников уже на территории РФ. Отметим, однако, что ужесточение контроля импорта повсеместное и оно затронуло и физлиц — в частности, собственников автомобилей зарубежной сборки, которые получают от ФТС требования о доплате утильсбора (разница между льготной и общей ставками).
Поясним, изданный 24 октября указ президента разрешил до 10 декабря 2025 года ввозить в РФ с территории Казахстана и Киргизии товары без документов, подтверждающих статус продукции ЕАЭС. Как пояснил «Ъ» источник, знакомый с обсуждением темы в Евразийской экономической комиссии, весь проблемный товаропоток в РФ из названных стран подразделяется на три категории: первая — это продукция, прошедшая процедуру выпуска на рынок ЕАЭС, но не получившая обязательной маркировки (требования к которой РФ ужесточила) из-за нехватки мощностей в странах союза. Вторая — товары, прошедшие процедуру выпуска на рынок ЕАЭС, но с предполагаемым занижением стоимости. Третья — контрабанда.
Указ позволяет «отсортировать» все три категории уже в РФ, применив к ним соответствующие меры для устранения нарушений. В первом случае товары отправляются на российские склады временного хранения (СВХ) и выпускаются в обращение после обязательной маркировки, за что отвечает Минпромторг. Во втором и третьем — отправляются на прохождение таможенного постконтроля по действующим правилам с доначислением платежей в российский бюджет (ФТС несет ответственность за таможенные поступления, ФНС — за «ввозной» НДС). Поясним: согласно протоколу № 18 к Союзному договору ЕАЭС, НДС на ввозимые товары платится в бюджет страны, для рынка которой они предназначены. Однако свобода движения товаров в ЕАЭС позволяет выпускать их на рынок союза в любой стране, и перевозчики зачастую пользуются возможностью оптимизации платежей — с этой практикой также будут бороться.
Логично предположить, что инфраструктура СВХ «переходного» периода будет использоваться и после его завершения 10 декабря, обеспечивая перевозчикам выбор: или пройти таможенное оформление и процедуру маркировки в Казахстане и Киргизии, после чего их будет ждать очередной контроль со стороны ФТС и ФНС уже на российской территории, или «комплексно» оформить в РФ товары, и так предназначенные для ее рынка.
«Указ действительно направлен на выравнивание налоговой нагрузки внутри ЕАЭС. Часто бывает, что товары из Казахстана или Киргизии идут в Россию с формальной маркировкой, оформленной у себя, и НДС фактически оседает там», — подтверждает адвокат, управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев. Срок до 10 декабря, по его словам, нужен, чтобы и бизнес, и налоговые органы успели адаптироваться: расширить мощности для маркировки, отладить электронный документооборот и контроль происхождения товаров.
Впрочем, взгляды экспертов на этот счет расходятся. Так, президент таможенно-логистического брокера КВТ Юлия Шленская, в свою очередь, выделяет только две категории «проблемных» товаров: официальные поставки и карго-поставки, оформленные по упрощенной схеме. Последние, отмечает она, можно считать контрабандой «в широком смысле слова». «При карго-поставке не может быть ни нормального внешнеторгового контракта, ни официальных платежных документов, ни сертификатов, деклараций соответствия и всего массива документов, необходимых для таможенного оформления», — объясняет госпожа Шленская. По ее словам, такая схема изначально подразумевает уход от налогов. Те же, кто работает «вбелую», уже маркируют товары на промежуточных складах в Китае, так что нехватка мощностей для маркировки, считает эксперт, «это детский лепет».
В связи с этим на указ президента на рынке смотрят как на «сигнал тем, кто ввез карго, привозить товары на российский СВХ» и «буквально рисовать и добывать творческими способами документы». Что касается перенаправления уплаты ввозного НДС, то говорить о дополнительных больших суммах, отмечает Юлия Шленская, не приходится. «Немалая доля поставщиков после перекрытия каналов через Казахстан и Киргизию попросту уйдут с рынка, а не встанут на “белые рельсы”. Другие, возможно, найдут более хитрые и изощренные способы продолжать игры с контролирующими органами и уходить от налогов», — предполагает эксперт. Переход же остальных на прозрачные схемы импорта напрямую отразится на стоимости товаров на маркетплейсах, считает она.
Кроме экстренных мер, на ужесточение контроля импорта направлен и анонсированный еще в 2023 году запуск системы подтверждения ожидания товаров для борьбы с серым импортом с 1 апреля 2026 года. Суть пока тестового проекта таможни — российский получатель будет заранее сообщать ФТС цены и номенклатуры поставок и вносить платеж, обеспечивающий уплату пошлин и налогов в размере, соответствующем грузу. ФТС будет контролировать соответствие заявленного и ввозимого товара. Размер обеспечительного платежа, вероятнее всего, привяжут к присвоенной получателю категории риска, в случае нарушений аванс будет увеличен. «Механизм гарантирует, что налог будет уплачен в любом случае. Для компаний высокорисковых, использующих серые схемы и имеющих непрозрачную цепочку контрагентов, размер обеспечения будет значительным», — отмечает управляющий партнер и адвокат юрфирмы «Версалигал» Вероника Сальникова. В Минфине, в свою очередь, гарантируют, что «наиболее добросовестные» игроки рынка от уплаты обеспечительного платежа будут освобождены.
Отметим, что после расширения санкций в отношении РФ в 2022 году власти, опасаясь возникновения товарного дефицита в ранее ориентированной на глобальный рынок (в том числе оборудования) экономике, существенно смягчили условия ввоза зарубежных товаров, в том числе допустив параллельный импорт и сократив формальности в качестве компенсации бизнесу, которому пришлось перестраивать логистику. Однако после периода адаптации было решено вернуть жесткость контроля в таможенную сферу. Помимо приоритета насыщения рынка, такая ситуация была вызвана и отставанием ФТС от налоговой службы в уровне цифровизации, однако Минфину удалось ускорить процесс.
Концептуально обложение импорта всеми законными платежами, по замыслу правительства, должно не только способствовать наполнению бюджета, но и выровнять конкуренцию между импортерами и внутренними производителями, которые с льготным и незаконным импортом конкурировать не могут. А информобмен в рамках «большого Минфина» (куда входят ФТС и ФНС) позволяет чиновникам Белого дома говорить о внедрении в отношении импорта механизма «обратного счета», когда цепочка «таможенная стоимость + логистика + прибыль = цена продажи» анализируется на предмет уплаты пошлин и налогов в комплексе — так же, как анализируются цепочки уплаты НДС для производств внутри страны.
При этом давление на импорт, которое все эти меры окажут, может как обеспечить запуск внутренних производств, так и (в отсутствие заметного роста «гражданской» части экономики) привести к дефициту предложения и вызвать новый всплеск роста цен, дав Банку России дополнительные основания для продления жесткой денежно-кредитной политики. Впрочем, свежий опыт быстрой либерализации ввоза у правительства есть.
