«Казенный дом». Зачем Минфин открывает биржу для «временно свободных денег»

Теперь государственные компании смогут направлять временно свободные деньги не только на депозиты, но и в акции или облигации российских компаний. В недавнем письме Минфина разъяснено, каким образом госкомпании смогут помочь развитию фондового рынка РФ. Финансы Mail разбирались, по каким правилам все будет устроено, и есть ли шанс потерять казенные деньги на бирже.

Обозреватель
Источник: Евгений Мессман/ТАСС

С сентября 2025 года у госкомпаний и госкорпораций появилась возможность инвестировать свободные средства в ценные бумаги благодаря постановлению правительства № 1378. Минфин следом выпустил письмо, где объяснил, как применять этот документ на практике. На первый взгляд — такой процесс техническая мера, но фактически она может стать частью масштабной задачи государства: увеличить капитализацию российского фондового рынка до 66% ВВП. По сути, новые правила должны сделать госсектор полноценным участником профессионального финансового оборота.

Зачем это нужно государству?

Решение Минфина стало ответом на накопившийся денежный дисбаланс в госкомпаниях, у которых скопились огромные объемы свободных средств, которые лежат на счетах без движения. По данным Банка России, к сентябрю 2025 года депозиты юрлиц с госучастием превысили 35 трлн рублей, а еще около 19 трлн «пылится» на расчетных счетах. Эти деньги фактически не работают на экономику и приносят доход только на уровне депозитных ставок.

Минфин считает, что даже частичное перераспределение этих средств в рынок поможет компаниям в корпоративном финансировании и разнообразит способы управления ликвидностью. Цель государства — чтобы деньги не лежали «мертвым грузом», а приносили пользу экономике, не подвергая угрозе стабильность самих предприятий.

Что закреплено в документах?

Постановление № 1378 обязывает госкомпании при планировании размещения временно свободных средств рассматривать вариант инвестиций в российские ценные бумаги. При этом решение о сумме и структуре вложений остается за руководящими органами компании — советом директоров или наблюдательным советом. Конкретные лимиты определяются индивидуально и фиксируются в инвестиционной политике предприятия с учетом рисков, сроков и объемов капитала.

Допустимые инструменты — облигации российских компаний (включая биржевые выпуски), ипотечные бумаги, акции и другие рыночные инструменты. Исключены гос- и муниципальные облигации, чтобы избежать «переливания» денег внутри самого госсектора. Минфин подчеркивает: главная цель — поддержать корпоративный сегмент рынка, создать дополнительный спрос на качественные бумаги и расширить круг инвесторов.

«Наибольшее влияние, на наш взгляд, подобные инициативы Минфина окажут на рынок облигаций. Компании смогут зафиксировать высокую ключевую ставку надолго — этого не могут обеспечить банковские депозиты. Очень вероятно, что госкомпании будут придерживаться консервативных решений, и реальные притоки денежных средств смогут увидеть только самые высоконадежные облигации с кредитным рейтингом ААА», — полагает Даниил Болотских, аналитик «БКС Мир инвестиций».

Сколько стоит инвестировать?

На усмотрение самих госкомпаний. Временно свободные средства нужны им для текущих расходов, поэтому основная задача — сохранить капитал и обеспечить к нему быстрый доступ. Логично, что такие деньги будут вкладываться в консервативные инструменты — прежде всего в короткие и надежные облигации с минимальным риском и доходностью, близкой к рыночной.

Облигации несут риск переоценки, а акции — риск волатильности, поэтому при резкой продаже возможны убытки. Сегодня депозиты приносят доходность, сопоставимую с корпоративными облигациями, но без рыночных колебаний, поэтому рынок ценных бумаг для госкомпаний скорее дополнительный инструмент, а не замена привычных депозитов. Доля таких инвестиций должна определяться внутренней политикой и готовностью менеджмента. Для большинства компаний оптимальной стратегией станет вложение в облигации крупных надежных компаний-эмитентов с высоким рейтингом и умеренным сроком обращения — это позволит зафиксировать доход без лишнего риска.

«Главный плюс — рост ликвидности, так как госкомпании — крупные игроки и их портфели увеличат объемы торгов, может быть снизят спреды. Из минусов — возможное искажение ценовых сигналов (если госкомпании будут руководствоваться не рыночной логикой, а, например, целесообразностью финансовой поддержки “нужных” компаний. А также фактор “национализации” рынка: чрезмерная доля госкомпаний в капитале публичных компаний может отпугивать других инвесторов, которые будут опасаться непрозрачных решений», — считает Александр Миллерман, вице-президент Петербургской Биржи, завкафедрой «Финансы и страхование» РАНХиГС при Президенте РФ.

Как это повлияет на рынок?

Быстрого роста фондового рынка ждать не стоит. Большинство госкомпаний займут выжидательную позицию: сначала протестируют новые механизмы, наладят внутренние процессы и только потом начнут активнее инвестировать. Но даже постепенный приток средств способен заметно оживить рынок.

В облигационном сегменте это приведет к росту спроса на надежные корпоративные выпуски, что снизит зависимость бизнеса от банковских кредитов. Повышение интереса к «длинным» инструментам поможет компаниям фиксировать стоимость заимствований на фоне высокой ключевой ставки.

На рынке акций эффект, скорее всего, будет ограниченным: внимание сосредоточится на наиболее ликвидных бумагах крупнейших эмитентов, где можно безопасно входить и выходить из позиций. В целом постановление вряд ли резко изменит капитализацию рынка, но способно укрепить долговой сегмент, сделать движение капитала более предсказуемым и создать дополнительные каналы обращения денег внутри страны.

Контроль и прозрачность

Минфин делает акцент на строгом внутреннем контроле. Решения о размещении средств должны приниматься коллегиально, на основании утвержденной инвестиционной политики, с обязательным участием юристов и риск-менеджеров. Компании обязаны фиксировать порядок выбора инструментов, проводить проверку рыночных условий и раскрывать результаты в отчетности.

«Прозрачность достигается путем системного раскрытия информации обо всех совершенных сделках и регулярной отчетности перед рынком и регулятором. Внутренние процедуры комплаенса и риск-контроля позволяют отслеживать операции на предмет конфликта интересов и своевременно предотвращать потенциальные конфликты. Решения по выбору ценных бумаг или управляющих компаний принимаются коллегиально, в рамках утвержденной инвестиционной политики, что минимизирует влияние субъективного фактора», — уверен портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин.

Такой подход минимизирует риск конфликта интересов и повысит доверие со стороны регулятора и инвесторов. Фактически постановление формирует новый стандарт управления свободными средствами в госсекторе — где прозрачность и контроль рисков становятся не пожеланием, а нормой.

Новые правила ничего не навязывают, но формируют среду, в которой участие госкомпаний в фондовом рынке становится естественным шагом. Для государства это способ заставить капитал работать, а для компаний шанс использовать более гибкие финансовые инструменты без потери устойчивости.

Узнать больше по теме
Деньги: постигаем основы финансовой грамотности
Мы используем деньги в повседневной жизни каждый день, редко задумываясь о них как о сложной системе. Если вы хотите больше узнать об этом финансовом инструменте и его функциях, читайте наш материал.
Читать дальше